menu

Статья о хип-хопе в National Geographic
Россия – не исключение. Хотя с первого взора может так показаться.
Изначально отсутствие идеологической подоплёки у тех, кто стоял у истоков, их размытые цели, общее недоверие к чужеродной культурной экспансии и отсутствие культурного же фундамента не могли не отдать искажённое отражение.
Хипхоп во всём мире есть неотъемлемая часть жизни и деятельности, призма, через которую преломляется искусство и культура каждого народа, давая авангардные решения в разных сферах. Архитектура стиля такая, что он способен вмещать в себя всё и сходу и совместно с сиим неминуемо оставаться собой, плюс это доступно фактически каждому с непременным условием совершенствоваться в выбранном направлении. Это негласные заповеди, равно как и познание корней (наличие базы “правил игры” – определённой культурно-музыкальной базы). Африка Бамбаата & К’ стремились отдать детям из типовых многоэтажек в первую очередь надежду и стимул роста вне обывательской системы ценностей. И у их вышло. К концу 80-х это стало так разумеется, что наметились тенденции коммерциализации получившегося и, как следствие, взлёт, миллениумный пик, некоторый спад, подразумевающий новый виток…- самодостаточная промышленность, кипучесть которой постоянно подогревается СМИ всех рангов.
Мы были лишены не только данной захватывающей борьбы за, а в большей степени против, но и всей предшествующей ей истории “чёрной” музыки, которая, так сложилось, такая, грубо говоря, вся, за исключением классической и этнической. Превалирующие на нашей сцене ВИА и мэтры были и остаются где-то в центре. Обычная отсылка к российской душе, по всей видимости, не позволяла звукоинженерам той эры выводить ритм-секцию на ближний план при мастеринге – это полностью вероятное ‘почему’ заморочек с реакцией на грув на 6-ой части суши. Металлический занавес пал, но, существуя образно, так же и пал. Мириады имён, самое известное из которых, пожалуй, Джеймс Браун (RIP), рискуют остаться незамеченными для широкого круга слушателей. Хотя быстрее незаслуженно рискуют всё же слушатели.
Отсутствие медии – только следствие. Причина даже не в том, что рекламодатели пока не готовы располагаться в ней вследствие вымышленной несерьёзности аудитории. Причина в большей степени – в отсутствии единства и организации со стороны активистов. Причина - и в недочете культовых либо хотя бы неоспоримых личностей, собственного рода непререкаемых авторитетов – Цой, Майк и БГ подходят на эту роль намного лучше, ежели кто-либо из ключевых фигур жанра, и это боль. Принято утверждать, что причина - в отсутствии неизменных денежных вливаний, собственного радио либо телеканала, но это уже больше из разряда оправданий.
Причин много, а по сути одна – мы сами. Кто-то зовёт это складом ума. Время не пришло ещё. Ему торопиться некуда.
Ведь хипхоп таковой же показатель развития общества, как и молекулярная физика, к примеру. И нам приходится навёрстывать упущенное, исправлять неверно привитые нормы, строить город на песке, да ещё таким образом, что несоблюдение традиций зодчества обрекает мероприятие минимум на долгострой.
Вместе с тем, близкий нам частушечный формат (фристайл под ритм в определённом размере на заданную тему), присущая Руси патетика, достояние и певучесть языковых форм, Пушкин как член семьи, характерная проникновенность и остальные подходящие причины содействуют появлению в том числе увлекательного музыкального материала. Который (как и общий уровень хипхопа) при всех имеющихся обстоятельствах медлительно, но правильно растёт в качестве, невзирая на туманные перспективы.
Ситуация эта не нова, хипхоп уже в протяжении долгого периода пребывает в подвешенном состоянии – с одной стороны локальное движение налицо, и масса причин подтверждают это, с иной – качество большинства под(д)елок носит только любительский характер, так, что средства вещания избегают попадания его в эфир. Это оказывает влияние и на полностью адекватные проекты, которые не проходят за компанию. Срабатывает стереотип.
На отборочный раунд ежегодного эмси-баттла (“рэп-битвы” по определённым правилам) на сайте www.hip-hop.ru прислано практически 4 тыщи аудиофайлов с импровизацией на заданную тему. Это впечатляет, но достойно внимания менее 10%.
Единственное “прогрессивное” радио, позиционировавшееся как имеющее отношение к хипхоп-арэнби формату, сначала показывало удивительную форму заблуждения, а позже вполне себя дискредитировало некомпетентностью и отсутствием какого-нибудь энтузиазма к местным носителям культуры, без что нереально гармоничное развитие промышленности. Также без желания, профессионализма и познаний.
Ни одна мейджор-дистрибьюция не возьмёт даже неплохой релиз без pr-истории, а ежели и возьмёт, навряд ли продаст больше тыщи копий, что в данном случае почти что золото.
Досадно, что наличие данной pr-истории традиционно чуть влияет на объёмы продаж.
Но если б менеджеры вдруг прозрели и вложились в промо – картина могла бы быть другой. Их тоже можно понять – для чего рисковать, ежели сборники шансона выходят совершенно иными тиражами и не “зависают по складам”.
При таком раскладе вроде бы должны развиваться независящие лейблы, не ограниченные рамками формата и не отягощённые обязательствами, но и их можно пересчитать по пальцам, а каждый следующий релиз носит печать чуть ли не пирровой победы. Естественно, всё это имеет DIY-статус, магазины ежели и берут продукцию инди-лейблов то, в связи с множеством подводных камешков, без интереса; в специализированных пт продаж (точках, которых не достаточно) традиционно представлен сравнимо полный диапазон наименований, но и они предпочитают работать с много-позиционными каталогами, ну и объёмы реализации, в том числе неповторимых проектов, достаточно скромные, невзирая на, иногда, выдающийся уровень. Иной путь для лейбла – интегрироваться в имеющийся дистрибьюторский картель на их критериях и отчасти утратить контроль над продукцией. Это схема Rap Recordz – одних из столпов выпуска рэп-музыки, за плечами которых наиболее сотки релизов, но даже сам обладатель компании Dime не питает иллюзий по поводу свойства большей части релизов.
С вечеринками и диджеями схожая стагнация – и тех и остальных единицы. Еженедельные акции посещаются вяло, а большие мероприятия – от силы два-три раза в год. Выделить можно только Flammable Beats – почти что монополистов хипхоп и фанк диджеинга. Основной способ аутентичного звуковоспроизведения на дискотеках – винил российских исполнителей не делается, практика производства в той же Чехии – быстрее сувенирного назначения – практически нет диджеев которым практически негде играться. Так пропадает ещё одна потенциально доступная популяризационная возможность, принятая повсеместно. Можно и на сиди, естественно, но, в таком случае, можно и дома слушать.
Наши брейкеры часто занимают призовые места в интернациональных чемпионатах, с нашим граффити за рубежом отлично знакомы и ценят его, наш рэп издавна уже ничем не уступает средне-мировому, есть и скрэтч-гении, но всё это слабо отражается на развитии культуры в целом. А то чему удалось замаскироваться под что-то другое, наиболее применимое определяющим народные потребности, на мгновения промелькнёт в смазанной и отлаженной поп-машине, пройдёт линию конвейера нашего шоу-бизнеса и станет отработанной массой, ждущей последующего шанса.
Тем более, когда погибает надежда, крепчает вера, а этого уже нам не занимать. И в чём сила российского хипхопа – так это в том, что он есть.

Условно, движение и развитие отечественной хипхоп музыки можно было бы подразделить на три волны: пионеры, продолжатели и последователи.
В первую группу входят матёрые культурообразующие деятели, с именованием которых в протяжении долгого времени ассоциировался рэп в нашей стране. Это – естественно - Bad Balance (чей фаворит Влад Валов во многом определил вектор становления всей хипхоп – культуры на ее заре) D.O.B. (команда, в какой ещё на британском начинал читать Лигалайз), KTL DLL (ежели и были в то время наши общепризнанные хиты, то эти мужчины непременно причастны к самым актуальным, как и White Hot Ice), Рабы Лампы (заслуженная классика рурэпа, Грюндик - RIP), MD&C Pavlov (выпустивший 1-ый рэп сборник ещё в 1994 году) , Дамат (вдохновители знаменитой серии компиляций Трэпанация Черэпа), Ритм У (один из более профессиональных эмси – Дядя Звонкий – из данной группы), B. People (арбатский брейк данс) и ещё пара имён (внесших не так весомый, но, тем более, несомненный вклад в историю современной отечественной музыки).
Представители 2-ой – наиболее осознанной волны – исполнители так называемой новой школы, те, кто начинал в середине 90-х и, не завязав, как большая часть соратников, пронёс знамя. Их имена на слуху, целевая аудитория смотрит за релизами, гастроли – временами. Имеются в виду Каста, ЮГ, Big Black Boots, Смоки Мо, Дабац, Многоточие, Krec, DCMC…В отличие от пионеров они вправду продолжают дело, с тем либо другим показателем востребованности, являясь устоявшейся опорой стиля.
Третья ветвь – “современники” тривиального и логичного им подразделения первоисточника на мейнстрим и андерграунд, их творчество – примерный ровесник того момента, когда наша хипхоп музыка начала потихоньку обретать значимый публичный резонанс и в ней очевидно выделились течения. Центр, Компакто, Триада, Noize MC, 2H Company…- вот далековато не полный перечень музыкальных надежд российского хипхопа. Они уже впитали базис, благо, высокоскоростные соединения делает информацию доступной, знают, что желают созидать на выходе и поболее пристально употребляют словарный запас.
Следующая волна определённо станет ещё наиболее сильной, ибо двигаться приходится семимильными шагами, и в которой момент ее гребень, может быть приняв невиданные формы, захлестнёт цивилизацию, давая понять, что это то, с чем придётся считаться. Содержание.

Дабы напоследок предотвратить конфликт версий словарей и переводчиков терминологии, нужно внести ясность в понятия рэп и хипхоп. “Рэп – это то, что мы делаем, хипхоп это то, как мы живём,”- более корректная и ёмкая формула, озвученная KRS-ONE’ом, одним из апологетов культуры.
Рэп – это речитативная техника динамичного рифмования, полная аспектов манера передачи инфы, сразу - стиль музыки с вокальным доминированием на базе циклического отрезка, содержащего сэмплы. Снутри себя рэп делится на подстили (гэнгста, баунс, трускул, хардкор, авангард…, неповторимость в том, что создать собственный “стайл”, смешивая наилучшее из всех – одна из основных задач рэппера).
Хипхоп (я пишу без дефиса как знак неделимости) – это всеобъятное межнациональное движение, как наружное, так и внутреннее, направленное на улучшение имеющейся ситуации, голос народа в творительном падеже (было бы чем). Сужая рамки, получаем сумму четырёх путей: ораторско-певческого (эмси), ловкости рук и вкуса (диджей), танцевально-акробатического (брейк) и художественно-дизайнерского (граффити), в каждом из которых прогресс стремится к бесконечности.
Применительно к музыке в наши дни под хипхопом соображают андерграунд (независимо-некоммерческий) рэп в пику засилью на экранах фальшивого продукта, кидающего тень на само понятие рэпа и создающего неубедительный образ ролевой модели мачо в бентли, сорящего купюрами в окружении обнажённых красавиц и поющего рэп про это. Но трудно не согласиться с тем, что что-то в таковой жизни есть, в особенности с точки зрения деток из гетто (которое ближе, чем кажется), воспитывающихся на этом. И ежели у их встаёт вопросец, то издавна (чуток наиболее 30 лет) готов ответ. Давай вайб.

Категория: Мои статьи | Добавил: ll (25 Окт 2009)
Просмотров: 822 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: