menu

Лигалайз
Андрей Владимирович Меньшиков родился 30 июля 1977 года в Москве. Родители будущей звезды хип-хопа, полагаю, меньше всего ожидали, что их отпрыск стяжает славу на ниве рифмосложения. Отец Андрея – профессор, величина в мире современной химии. Но Андрей повел себя не так, как можно было ожидать от типичного ребенка из интеллигентной семьи. Сложившийся стереотип рисует такого ребенка застенчивым хлюпиком в очках и с незаконченной музыкальной школой за плечами. Андрей же начинает заниматься каратэ Кудо, посвятив этому занятию 7 лет.

Хип-хоп пришел позже: в 1993 году Лигалайз и Ladjack организовывают проект Slingshot. Лигалайз – потому что таково было название первой его группы, от которой остались лишь воспоминания. Slingshot оказался более серьезным проектом. Парни читали на английском – в те времена русский язык не казался подходящим для сочинения рэпа – и записали свой первый андеграунд-альбом. В 1994 Лига поступил в Российский Химико- Технологический Университет, который правда, так и не закончил. В это время рэп уже стал для Лигалайза второй жизнью (а может быть и первой).

Slingshot называют составной частью небезызвестного "подразделения ублюдков" Department Of Bastards или сокраженно D.O.B. Основоположником этой группы считается Sir-J, имевший за плечами опыт жизни в кварталах Бронкса. Лигалайз становится неотъемлемой частью этой группы и принимает участие в записи альбома D.O.B. "Russian Roolet". Это тоже был англоязычный рэп с жестким подземным звучанием.

В том же 1996 году Лигалайз совершает один из тех неожиданных поступков, коими пестрит его артистическая карьера. Лига уезжает из России – в Конго. На целый год Африка стала его домом. Разумеется и там Лигалайз занимался хип-хопом в местной франкоязычной группе AERO Skwadra. По его словам, жизнь в Конго и общение с местными рэпперами обогатили его новыми впечатлениями и расширили взгляды на то, каким может быть рэп. Год спустя у Лиги появилась возможность реализовать эти знания в русском рэпе: в Конго началась гражданская война, иностранцев эвакуировали. Лигалайз вернулся в Москву.

Лига выдающихся джентльменов

В Москве Лигалайз включается в работу над альбомом D.O.B. "Мастера слова". Теперь его рэп стал русскоязычным. Легко узнаваемый голос, характерное произношение и неповторимый стиль, богатый образами и яркими метафорами, быстро делают Лигалайза одним из лидеров отечественного хип-хопа. Теперь помимо известности в слоях андеграунда, на горизонте забрезжил коммерческий успех.

Брейкданс-команда Jam Style & Da Boogie использовала его акапеллы для двух треков "Вы хотели party" и "Все вместе на месте". Первый из них стал настоящим хитом: клип ротировался телеканалами и достиг высшей позиции в хит-параде MTV. Этот успех привлек внимание продюсера Александра Толмацкого (да-да, тот самый папа Децла), создавшего звукозаписывающую компанию Миксмедиа и концертное агенство Медиастар. Это был первый опыт хип-хоп индустрии в России.

Тогда то и возникла идея проекта Легальный Бизне$$, казавшийся более привлекательным, чем просто соло-МС Лигалайз. В общих чертах проект выглядел так: талантливый русский эмси, колоритный черный эмси и способный ди-джей. Вакансии заполнили Лигалайз, N`Pans (бывший участник команды Братья Наличные) и DJ Tonic (один из победителей российского DJ-чемпионата Grandmaster DJ). Получившаяся лига выдающихся джентльменов стартовала хитом "Пачка сигарет". Использование в треке припева Виктора Цоя вызвало активное неприятие у некоторых фанатов погибшего певца, зато хит получился из разряда стопроцентных. Что же касается заимствования – тот же Puff Daddy попользовался рефреном песни Стинга для своей нетленки "I`ll Be Missing You", и все отнеслись к этому с полным пониманием.

Период с 1998 по 2000 был для Лигалайза чрезвычайно активным. Он был на виду – работал над пластинкой Легального Бизне$$а, участвовал в группе Bad Balance, сочинял тексты для Децла. В 2000 году вышел альбом Легального Бизне$$а "Рифмомафия". Пластинка получилась сильной, наглядно продемонстрировав искусную и метафоричную баттловую манеру Лигалайза. Его репрезенты заставляли раскрыть рот – любой, кто пробовал, знает, как непросто делать хорошие репрезенты, не повторяясь. Лига не повторялся, создавая впечатление, что способен писать такие тексты десятками, сотнями...

Пражские будни

Мотивы этого поступка в полном объеме так и останутся личной тайной Лигалайза. В 2001 году он оставил Москву, уехав в неизвестном направлении и оставив прощальную записку, в которой отрекался от себя прежнего и лишал себя права голоса в российском хип-хопе. Записка, прочитанная в прямом эфире радиопрограммы "Фристайл", произвела эффект взорвавшейся бомбы. Корректно ли проводить параллели между этими событиями или нет, но через некоторое время после его отъезда рухнул и Bad B Alliance.

В интервью для Invox Лига комментировал эти события так: "В какой-то момент я смылся от стресса – уехал в Прагу, чтобы вспомнить, зачем вообще я начал заниматься музыкой".

Пауза пошла на пользу – в Праге Лигалайз пересекся с молодыми рэпперами из команды П-13. То, что начиналось как полушуточные фристайлы, превратилось в полноценный альбом. Пражский период длился чуть более года, и все же Лига вернулся. "Без корней, без своего слушателя я тоже ничего не значу." – говорит он, - "Все глобальные планы связаны с Россией".

Танцующий на Шеff`е

Осенью 2002 года Лигалайз возвращается в Москву и берет на себя руководство хип-хоп проектами лейбла D&D Music, новой компании Толмацкого-старшего. Возвращение получилось громким – Лига умело вернул к себе интерес публики громким дисреспектом в адрес своего бывшего напарника Влада Валова. Трек "Доктор Блеф", адресовавший Шеff`e очень серьезные обвинения, не имеет аналогов. Все прочие диссы, имевшие место в российском хип-хопе, не дотягивают до "Доктора Блефа" ни по качеству, ни по вызванному резонансу. "Ответ" Шеff`a, появившийся спустя небольшое время, на фоне трека Лиги имел бледный вид.

Альбом Лигалайза и П-13 "Провокация" вышел в свет только в декабре 2003 года. К этому моменту Лига заявил о создании собственного лейбла Интеллигентный Хулиган Production. В 2004 году Лигалайз издал на Интеллигентном Хулигане альбом D.O.B. "Короли андеграунда", альбом ремиксов Da Boogie DJs на "Провокацию", альбом Джипа "Здесь был я" и микстейп ди-джея Nik-One "Интеллигентный хулиган vol.1".

Несмотря на то, что Лига в хип-хопе больше десяти лет, он до сих пор не имел в активе ни одного сольного альбома. В 2006 году долгожданный соло-альбом наконец-то увидел свет. Пластинка получила название "XL".

Думаю никто из сколько-нибудь популярных отечественных рэпперов не сможет похвастаться столь же насыщенной и остросюжетной биографией как у Лигалайза. В которой имели место участие в ярких и таких непохожих друг на друга коллективах как DOB, Легальный Бизнес и Bad Balance; был отрезок жизни, проведенный в Африке; был альбом "Рифмомафия", впервые показавший русскому слушателю, что такое репрезент; было неожиданное исчезновение, драматично обставленное, с последним письмом, в котором Лига каялся, что оказался в числе тех, кто "пытался завернуть хип-хоп в фантик и сделать его частью индустрии развлечений" и собственноручно лишал себя права голоса в хип-хопе.

Было возвращение из Праги, которое порадовало всех поклонников без исключения; возвращение с новым проектом П-13; был трек "Доктор Блефф" – первый (и единственный!) русский дисс, вызвавший реальный резонанс в отечественном хип-хоп сообществе. Бесспорная харизма, внешность плейбоя, уникальная и запоминающаяся манера исполнения, новаторство и заслуженное место в истории жанра – все это о нем. Поэтому Лигалайз – один из немногих рэп-артистов, о культовом статусе которых можно говорить не покривив душой и без всяких оговорок.

Неудивительно, что с его первым сольным альбомом были связаны большие надежды. В первую очередь у поклонников, которым пришлось ожидать его три года. Надо думать, не в последнюю – у самого Лигалайза. Слова об "альбоме как вершине всей творческой карьеры", обнародованные в его пресс-релизе, подняли ставки на высочайший уровень – мы приготовились к чему-то выдающемуся. Однако все оказалось не так просто.

Перед нами очень качественный альбом настоящего отечественного мэйнстрим-рэп. Пожалуй, так мощно и добротно не звучал еще ни один проект Лигалайза: отличная музыка, высокий уровень. Традиционно очень сильные репрезенты, изящное самоцитирование, мастерская подача – не перегруженная рифмами, не стремящаяся обогнать самолет и оттого еще более стильная. Отменный хит "Жизнь", почти гимн "Рожденный в СССР", глубокие треки "Стресс" и "Латы". Еще целый ряд песен, которые может и не вызовут восторгов, но и плохими их точно не назвать.

После всего этого я ожидал совсем другой реакции – но альбом "XL" чаще ругают, чем хвалят. Потратив час-другой на изучение хип-хоп форумов, можно подытожить основные претензии. Не нравится, что мало треков для альбома, который создавался три года. Ругают несвойственные прежнему Лиге "Будущие мамы" – трек в стилистике не то 50 Cent, не то "Потабачим". Говорят о недостатке свежих идей, об упрощении репертуара и, конечно же, на все лады спрягают глагол "продался".

Я отдаю себе отчет, насколько радикальны и неаргументировны бывают подобные суждения, и до какой степени на них можно опереться. И все же доля истины в них есть.

Треков всего 11, что нормально для поп-альбома. Но в рэпе принято выпускать LP не менее, чем с 15-16 треками. А ведь столь близкие по тематике кинотреки "Первый отряд" и "Сволочи" все уже неоднократно слышали.

"Будущие мамы" действительно диссонируют с остальными треками альбома "XL". Для чего это песню нужно было исполнять в такой непривычной для Лигалайза манере, мне непонятно. Я слышал, что когда-то была сделана (веселья ради) версия этой песни под минус клубного хита 50 Cent'a. Если "Мамы" действительно подражание американскому баловню судьбы, то не вполне убедительное: Фифти с каким-то щегольским презрением к слушателю "зажевывает" слова, а Лига просто бубнит. Да и в целом на клубный хит "Будущие мамы" не тянут. Сравните, как звучит "Candy Shop", где рефрен пропевается и замечательно ложится на ухо. Законы хита никто не отменял – а припев "Мам" пропеть нельзя, можно только пробубнить. В общем, на альбоме есть гораздо более талантливые треки, которые в большей степени заслуживают клипа – например, "Жизнь".

Сотрудничество с профессионалами, неплохо известными широкой аудитории (посмотрите на список гостей – рок-певица Маша Макарова ("Маша и медведи"), поп-артист Богдан Титомир, композитор Аркадий Укупник, автор музыки к треку "Сволочи"; единственный рэппер здесь – Pans, легитимизирующий воскрешение Легального Бизнеса), тоже было истолковано превратно. Поклонники рэпа предпочли бы видеть на их месте... правильно – рэпперов.

Это тоже расценивается как заигрывание с массами и заставляет думать, что в поисках новой аудитории Лигалайз подзабыл о тех, кто был его слушателем раньше.

Самые дотошные сравнивают нынешние тексты с програмными заявлениями из предыдущих его проектов. Еще не забыли: "Без бюджетов, без продюсеров – без извинений", "Ищи меня не в хит-параде, я пацан из D.O.B.", "Музон, блин, не для танцев / Мы родом с улицы, мы крепкие засранцы" (Сейчас: "Я не уличный, я вырос в московской квартире").

Или еще один необъяснимый перевертыш:

2003 год:
"Тех, кто нам делают хуйню ждут неприятности. Респект Касте, Влади в частности"

2006 год:
"Этот год будет наш год точно, спроси у Касты и Многоточия"

Для чего Лигалайз с таким вызовом произносит "спроси у Касты", я, признаться, тоже не понял.

Так что пока альбом оставляет больше вопросов, чем ответов. Ну а тем же, кто недоволен переменами в творчестве Лиги, я хотел бы сказать следующее.

Да, Лигалайз действительно изменился. Но ведь это не первая подобная смена курса. И в этом весь Лигалайз! Чтобы развиваться, чтобы покорять новые высоты, чтобы оставаться интересным зрителю и сохранять интерес к своему занятию, ему как воздух нужны перемены.

Посчитайте в скольких группах он участвовал: Slingshot, D.O.B., AERO Skwadra – группа Лиги в Конго, Легальный Бизнес, Bad Balance, П-13… Ни одна из них не похожа на другую. Так чего же удивляться? Каждый следующий проект раскрывает его с новой стороны. И я ни капли не сомневаюсь, что следующий альбом Лигалайза будет совсем не похож на "XL".

Что же касается этого альбома... Знаете, если расчет на массы оправдается и популярность Лиги поднимется на уровень выше, чем у всех прочих рэпперов, то год спустя те, кто сегодня ругает альбом, постараются забыть свои слова, назовут "XL" "классикой" и "поворотным пунктом в карьере".

Категория: Мои статьи | Добавил: ll (20 Янв 2007) | Автор: Вадим E
Просмотров: 1542 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: